Подборка: СОЗДАНО В 70-е гг,
21 май 2019
ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ (киноповесть, социальная драма) 1973 г
Юрий Ольшанский
1:26:33
1 КОММЕНТАРИЙ
Юрий Ольшанский
КРИТИКА «СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ», ИЮНЬ 1974 ГОДА Лида, юная Наташа, и врач Евгений Павлович— дежурная бригада «скорой помощи». Четвертый в маленьком коллективе — водитель машины Борис Иванович. Лиду играет Антонина Шуранова, Наташу — Екатерина Маркова, Евгения Павловича — Георгий Тараторкин, Бориса Ивановича — Анатолий Папанов — слаженный и мастерский актерский ансамбль. И каждый из них создает очень индивидуальные, но в то же время поразительно узнаваемые образы. Мы будто бы их где-то встречали... Теперь же, после фильма «Дела сердечные», поставленного режиссером Аждаром Ибрагимовым, знакомы и лично. Мы знаем, например, что у Лиды своеобразный, непростой характер. За внешней ироничностью она прячет постоянно согревающий весь ее облик огонь доброты и сострадания к людям. Боль и недомогание любого человека она воспринимает как глубоко личное несчастье... Она домовита, она мечтает создать семью, хотя и никогда не признается в этом. Обратите внимание на то, с каким энтузиазмом она устраивает «перекус» для своей бригады, как прижимает к себе Максимку, которого и увидела-то в первый раз в чужом доме, куда попала по вызову, как просит у матери разрешения самой уложить ребенка спать... Евгений Павлович — врач молодой. А поскольку он очень молод, то и очень серьезен. Но не только поэтому. А еще и потому, что ежедневно видит страдание, что от каждого, кто нуждается в его помощи, должен отвести опасность, порой смертельную... «Я постоянно ловлю себя, — говорит он, — ну, на несогласии, что ли, со смертью. Человек врасплох застигнут болью, беспомощен, как ребенок, и все время кому-то нужен именно я...». За эти слова Наташа, в которую он трогательно влюблен, обзывает его «святым идеалистом». На три вызова в течение одной ночи бригада выезжает в полном составе. На четвертый Наташа не поехала, сказавшись больной, улеглась спать в диспетчерской. Евгений Павлович не стал настаивать на соблюдении трудовой дисциплины — ведь он ей многое прощает, этому милому, избалованному ребенку... Четвертый вызов оказался самым трудным, он заставил членов бригады в полной мере проявить свои профессиональные и человеческие качества. Умирал слесарь гаража Сережа. Массаж грудной клетки, чтобы сердце заработало, действия со сложным аппаратом дефибриллятором, чтобы сердце заработало!.. А рук не хватает — Наташа-то не поехала! Старательным помощником врача стал шофер Борис Иванович. Кинофильм точно и стройно выверен эмоционально. Ни на минуту авторы не увлекаются медицинской спецификой как таковой, не запугивают зрителя откровениями подобного плана, проявляют такт и меру. Зато они позволяют нам внимательно присмотреться к главным героям. И к второстепенным тоже. Четыре жанровые зарисовки по сюжету соответствуют четырем вызовам к больным. И снова в каждом эпизодическом персонаже — знакомый незнакомец. Это и бабушка, настойчиво предлагающая врачам яблочки, и профессор, озабоченный прежде всего тем, что два месяца в больнице оторвут его от дел, и пьяный негодяй, разбивший в ресторане зеркало, виновник ложного вызова, предложивший Евгению Павловичу взятку за возможность попасть в больницу, а не в милицию... Фильм обнаруживает приметливый глаз режиссера, умеющего опереться в своем кинематографическом повествовании на ясные и точные детали. Мастерские съемки ночной Москвы, проведенные Маргаритой Пилихиной, придают фильму дополнительную красоту и значительность. К концу трудной смены Евгений Павлович понял, кажется, что ошибся в Наташе. А Лида поняла, что ее тайная симпатия к Евгению Павловичу по-прежнему остается без ответа. А Борис Иванович, как только освободился, вскочил в попутный грузовичок и умчался достраивать свою дачку... Кинокритик Даль Орлов